Киевский зоопарк

Из жизни животных » Грешных птиц в рай не пускают
 (голосов: 0)

Многие ли из нас помнят, что осенью нас покидают перелетные птицы? Нет, наверное. Ведь, что греха таить, мы сегодня не замечаем ни их прилета весной, ни присутствия полетом… Но, слава богу, встречаются еще среди наших соотечественников то, кто не только наблюдает за отлетом пернатых и желает им счастливого пути, но и знает, куда они летят.

Нет, я не об ученых-орнитологах, а в стариках, которые заверят, что летят наши журавли-соловьи не в Африку, не «в теплые края», а… в «вырий» — загадочное место, куда есть доступ только птицам и змеям, где витают души еще не рожденных детей и добрые духи рода. Сергей Токарев, известный историк и этнограф, отмечал, что «только среди украинцев остались «смутные» верования в какую-то блаженную страну — вырий, хотя раньше они были во всех славян».

Ориентиром служит Млечный Путь

Особого праздника в честь перелетных птиц (типа проводов их в «вырий») в народ не было — в каждого вида крылатых свой срок отлета. Замечали предки, что начинают они собираться у путь-дорожку еще на Спасовку (кто жил в селе, наверное, помнит, как в эти августовские дни ласточки длинными вереницами усаживаются на электропроводах, и улицы будто украшены ожерельями из птиц). Была еще примета: за сколько недель к холодным Святкам соберутся в теплые края дикие гуси — ровно столько продлится зима. Наши соседи-россияне подметили, что собираются они туда обычно 28 сентября, на Никиты (этого святого в народ так и прозвали — Никита-Гусятник). А в некоторых западных регионах Украины эту же дату приурочивали к «празднику гусятников», когда по обыкновению щипали домашнихптиц.

По версии предков, ориентиром птицам служит Млечный Путь (посему в народ его еще называли «гусиной дорогой»). Журавли и аисты на своих остановках должны переносит в «вырий» мелких пташек (соловьев, жаворонков). Ласточки же летят, сцепившись друг за дружку кавычками, а ежели какая упадет в реку во время перелета, то она не погибнет, а перезимует на дне. Раньше всех покидает людей кукушка, ибо она — ключница рая (отмыкает его осенью для всех птиц и замыкает весной после того, как оттуда вылетит последняя пернатая). Ей как предводителю предстоит подхватывать по дорогое обессилевших.

Существовало еще одно интересное поверье. Сказывали, что на Семена (14 сентября) все птицы устраивают такое себя общее собрание и отчитываются перед главной из их. Кто уничтожал людские посевы, чужие гнезда и птенцов, тех строгий судья оставляет зимовать в холоде и голоде или вообще отдает на растерзание хищникам. Особо достается за грехи птицам-воровкам (сорокам) и воробьям — последних крылатый арбитр измеряет специальной меркой и отдает на корм чертям. В живых остаются только то, кто успевает увильнуть во время суда (в эту пору воробьев на улицах и вправду становится меньше).

Там, где солнце низко ходит…

Наши прадеды были убеждены, что даже малые пичужки должны заслужит свое право на «вырий». Некоторые исследователи народной культуры называют достойнейших птиц ирицами, что в перевод приблизительно обозначает «райские». Автор словаря древнеукраинской мифологии Сергей Плачинда утверждает, что «вырий» — это островок во Вселенной, обиталище богов и душ предков (поэтому и говорили в народ, что птицы осенью летят «прямо на небо»). Впрочем, этнографа Павла Чубинского во время его экспедиций по украинским селам старожилы уверяли, что находится «вырий» на западет или юго-западет, там, где есть теплые источники («поэтому и носит название он «тепличный»), «за морями», где солнце ходит очень низко, и потому там вечное лета

Слово «вырий», утверждает автор энциклопедии украинской мифологии Валерий Войтович, имеет древнеславянские корны (в предков существовало понятие «ир», обозначающее место восхода солнца).

Аист-Иван и сорока-ведьма

Итак, доступ в рай имели не все пернатые, а только птицы-ирицы (то бишь праведные, райские), и это право наделяло их в глазах наших предков особой силой. Хотя стоит заметить, что вообще все птички почитались в народ. В древнейшей украинской колядке поется в том, как крылатая троица демиургов-голубей собралась на камне и стала «радоньку советовать, как мир сновати». Посему птицы, в представлении украинцев, владеют магическими знаниями: в сказках приносят герою живую воду, знают, где спрятаны клады (на этом специализировались вороны), могут предсказать судьбу (вспомните популярное « Кукушка-Кукушка, сколько мнет жить осталось?»). А еще птичий удел — доставят в этот мир души, а также помогать им перенестись на тот свет. За это, пожалуй, больше всех «отвечали» аисты: они, согласно народным поверьям, осенью забирали с собой души умерших в «вырий», а весной приносили оттуда чистые души деток, которые должны были вскоре родится. Я к сим порам помню, как в детстве мы, взобравшись всеи группой на забор детского садика, откуда видно было гнездо аиста, кричали: «Бузьку, бузьку-паночку, принеси нам ляльочку!» И ежели у кого-нибудь в семье появлялся малыш, тоже благодарили этих красивых птиц.

Кстати, « черной птицы с белым признаком» украинцы почитали по-особому: верили, что бусел когда-то был человеком, поэтому селится возле людей, понимает наш язык, тужит и плачет, когда люди ссорятся (может временами стоят с опущенной головой и клювом), и радуется, видя между ими согласие. Этнолог Василий Скуратовский пишет, что в народ никогда не называли ни птиц, ни зверей (кроме медведя - мышки) человеческими именами. Единственное исключение — аист. К нему обращались, как к человеку: «Антон, когда тепло будет?» Пастухи, встретив важную птицу, окликивали его: «Иван, принеси нам лета!»

Интересно, что, подобно аисту, «человеческое» происхождение имела и сорока. Однажды, повествует легенда, ведьма превратилась в сороку, и один старик ухватил ее за хвост — но птица из его рук вырвалась и полетела, а в деда осталась только ее рубашка. С тех пор птицу-стрекотуху и назвали сорокой. Если аист переносит души на свет Божий, то сорока — это символ бабы-бранки (то бишь повитухи). Помните детскую игру « Сорока-Ворона кашку варила, деток кормила»? Это рассказ в ритуале «бабьей каши», который проводили в первые дни после родов: повитуха готовила и угощала роженицу и ее семью специально приготовленной едой.

Печенье для жаворонков

Перед Рождественскими Святками наши предки мастерили особые праздничные украшения — так называемых «голубков», которых подвешивали в красном углу («на епитимье»). Для этого брали пустую яичную скорлупу, приделывали к неи восковую головку, бумажные крылья и хвост. Возможно, они символизировали тех самых птиц-демиургов, в которых поется в колядке, а возможно, души предков — ведь в Святвечер накануне Рождества издавна устраивают праздничный ужин, на который, верили, прилетают из «вырия» добрые духи рода.

А еще в былые времена весной на праздник Сорока святых хозяйки пекли печенье, в контурах которого четко угадывались птички с распахнутыми крыльями. Его называли «жаворонками» и угощали им своих и соседских детей. Ребятня в этот день шла с этим печеньем на открытые возвышения за селом и, поднимая фигурки из теста над головой, приговаривала: «Птичек вызываю из теплого края — летите, жайвороньки, пасть корівоньки!» Встреча перелетных птиц была частью древней магии: люди не просто радовались их появлению, а обращались с просьбами об урожае, благополучии, здоровье... Коржики в форме летящих птиц — это то, что известный исследователь традиционных культур Джеймс Фрэзер называет имитативной магией (работающей по принципу «подобное производит подобное»). Изготовление такого печенья и дальнейшие ритуальные действия должны были побудит птиц прилететь и принести людям весну. А еще наши предки предлагали при виде первой ласточки подбросить вверх немного соломы и сказать: «На тебе, ласточка, на гнездо, а мне — на добро».

Автор: Татьяна Когутин
«ВВ»

Разделы сайта
Календарь обновлений
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив новостей
Облако тегов
Популярные новости
Наш опрос
Сколько раз в году вы бываете в Киевском Зоопарке?
Более пяти раз
5 раз
4 раза
3 раза
2 раза
1 раз
Ни разу